Американец, а на самом деле - еврей Филадельфус Филадельфия(Якоб Филадельфия или Якоб Мейер - Philadelphus Philsdelphia, Jacob Philadelphia и Jacob Meyer), родился 14 августа 1735 и дожил до 1795 года. Самый знаменитый иллюзионист XVIII века.
Филадельфус Филадельфия гравюра XVIII века. |
Даже пишут, что состоял в, так называемом, тайном обществе Розенкрейцеров. Ну они там любят брать тех, кто имеет доступ к высокопоставленным лицам, а Филадельфия во дворцах и выступал.
В юношеские годы служил при дворе английского герцога Генриха Кумберлендского в качестве астролога, алхимика и иллюзиониста. После смерти герцога он отправился в международное турне по дворам крупнейших монархов. Выступал перед Екатериной II в России, перед турецким султаном Мустафой II, в Вене и Берлине. В Потсдаме, при дворе Фридриха II, его ждала неприятность: король в двадцать четыре часа выслал Филадельфию из Пруссии, заподозрив его в принадлежности к тайному обществу розенкрейцеров - международной религиозно-мистической организации, поощрявшей занятия магией и алхимией и претендовавшей на негласное политическое влияние.
А теперь внимание! Если вас вдруг спросят - какой фокусник стал первым пофессиональным гастролёром? Сразу отвечайте - Филадельфус Филадельфия стал первым профессиональным гастролёром в современном смысле этого слова. Так то!
Невежественный человек, под стать ярмарочным фиглярам, он и не претендовал, подобно Каттерфельто, на роль просветителя. Используя новые трюки, изобретенные "экспериментаторами натуральной магии", Филадельфия преподносил их в качестве доказательства своей сверхъестественной власти. Так, например, волшебный фонарь он применял для "вызывания духов". В 1774 году венская газета отмечала, что "искусство вызывать и показывать в облаке умерших и отсутствующих - его главный трюк, однако высочайшим приказом ему впредь запрещено это делать".
(Что-то похожее было в фильме 2006 года "Иллюзионист" с Эдвардом Нортоном в роли фокусника Эйзенхауэра).
Филадельфия показывал фокус с бутылкой, из которой по желанию зрителей наливал три различных напитка. Он демонстрировал и "обезглавливание", пользуясь восковой головой. С помощью его "волшебной чернильницы" приглашенные на сцену зрители могли по своему желанию писать чернилами любого цвета. Он показывал многочисленные карточные фокусы. Завязав себе глаза, давал кому-нибудь из зрителей вынуть из колоды карту, показать ее всему залу и вложить обратно в колоду, а затем, взяв рапиру, не глядя, протыкал ею именно эту карту (колода состояла из одних тузов).
Талантливый актер, Филадельфия обладал даром словесной импровизации. По отзывам современников, он блестяще преподносил в мистическом духе трюки, которые в те времена были еще новы.
Им восхищался Гёте. О нём писал Шиллер в стихотворении "Лаура за клавесином":
"Над самою смертью вы царите -
Так усильем тысяч нервных нитей
Души вызывает Филадельфия".
Популярность Филадельфии была очень велика. Вероятно, здесь сыграла решающую роль невиданная до тех пор реклама. Но однажды реклама подвела его. В 1777 году профессор Геттингенского университета Георг Лихтенберг сочинил злую пародию на афишу Филадельфии, и к приезду этого иллюзиониста на гастроли в Геттинген на всех заборах города красовались объявления:
"Любители сверхъестественной физики извещаются о том, что к ним прибудет всемирно известный волшебник Филадельфус Филадельфия, которого упоминает даже Карданус в своей книге "О природе сверхъестественного", называя его избранником неба и ада, так как ему удается без малейшего усилия появляться из воздуха и таким же путем исчезать".
Далее сообщалось, что "Филадельфия будет производить здесь чудеса, совершая безусловно невозможное ежедневно и ежечасно, кроме понедельника и четверга, когда он появляется в Америке перед достопочтенным конгрессом своих соотечественников, и кроме времени от 11 до 12 часов в остальные дни, когда он приглашен в Константинополь, а также времени от 12 до часу дня, когда он обедает...". Затем перечислялись чудеса, которые совершит Филадельфия в Геттингене:
"Не выходя из комнаты, он поменяет местами флюгера на церквах св. Якова и св. Иоанна, а через несколько минут вернет их на свои места. Все это без магнита, исключительно с помощью проворства рук..."
"...Он возьмет все часы, кольца и драгоценности присутствующих, а также наличные деньги... и выдаст каждому расписку. Тут же положит все это в чемодан и уедет с ним в Кассель. Через восемь дней каждый порвет свою расписку - и кольца, часы и драгоценности мгновенно вернутся. С помощью этого фокуса он заработал много денег".
Весь Геттинген хохотал над этим объявлением, а Филадельфия на следующее утро тайком уехал из города.
Несмотря на новизну трюков и актерское дарование Филадельфии, его манера подачи фокусов отжила свое время. Теперь зритель хотел видеть в представлении иллюзиониста не сверхъестественные явления, а научные опыты, не призраки мертвецов, а образы живой действительности.
В 1774 году Филадльфия написал книжку - "Little Treatise on Strange and Suitable Feats". Никак не могу найти её.
Так же есть книга бтографическая о Филадельфии, называется - "Der Gaukler der Könige"(The Conjurer of Kings) вот она в продаже - ТУТ и ТУТ
информацию взял: