Приветствую Вас Гость | RSS

Лабиринт магии

Вторник, 19.03.2024, 08:06
   ЭТЬЕН-ГАСПАР РОБЕРТСОН   

                                                                 Я улетаю на большом воздушном шаре... 

 Этьен-Гаспар Робертсон (фр.Etienne Gaspard Robertson). Бельгиец, родился в г. Льеж и умер в г. Париж - 1763-1837 гг. Человек разносторонний - изобретатель, воздухоплаватель и иллюзионист. Известен демонстрациями фантасмагорий. Поэтому о Робертсоне можно найти упоминание как в книгах о истории воздухоплавания, так и в книгах о изобретениях или спиритизме. Можно смело сказать, что Робертсон первый профессиональный иллюзионист, именно иллюзионист, ан е фокусник и тем  более маг. Давайте по порядку:
 Робертсон человек явно талантливый и увлекающийся. За всю свою жизнь сменил три профессии: священник, живописец, преподаватель физики и оптики в университете и, наконец, иллюзионист. Сильно интересуется воздухоплаванием - полётами на воздушных шарах. Ему принадлежат несколько изобретений в области оптики, среди которых был и "фантаскоп" - движущийся вариант "волшебного фонаря". Интересно, что упоминают будто бы он первым изобрёл парашют(это в книгах о фокусниках), но никаких подтверждений, в книгах о воздухоплавании, этому нет, не нашел я его имя и в истории изобретения парашюта. Так, что это утверждение сомнительно. 
 Итак, во-первых, Робертсон был воздухоплавателем и совершил 59 свободных полётов на воздушном шаре. В 1804 году он был в Петербурге и вместе с профессором Захаровым поднимался за облака. В этом же году(по другим данным 1801г) Робертсон предложил проект сверхшара "Минерва", посмотрите на его изображение ниже.
Минерва
 "Минерва" по проекту Робертсона должна была иметь баллон диаметром 500 метров. В баллоне должен был быть водород. Воздушный корабль был рассчитан на 60 человек, 
к услугам которых предусмотрены были комфортабельные каюты, площадка для прогулок, театр, астрономическая обсерватория и даже церковь! Багаж хранился не только в трюме, но и под кораблем, на открытом воздухе. На буксире были прицеплены и маленькие воздушные шарики — на случаи экскурсий в научных целях. Не было забыто и об охране от неожиданного О
строумно было придумано устройство для движения «Минервы» в случае безветрия — крылатый возбудитель ветра должен был надувать парус-флаг. Но проект так и не был осуществлён. 
 18 июля 1803 года Робертсон в обществе своего товарища Поста, поднявшись в Гамбурге, проделал воздушное путешествие продолжительностью более пяти с половиной часов кряду. Никому еще не удавалось столь долго продержаться в воздухе. За это время Робертсон произвел наблюдения за температурой и давлением окружающего воздуха, силой и направлением ветра. Проводя опыты с электричеством, Робертсон заметил, что электрическая искра в разреженном воздухе имеет гораздо большие размеры, нежели в обычных условиях. Воздухоплаватели одними из первых поднялись на высоту около 7000 метров, испытав на себе тягостное воздействие разреженного воздуха. Вот как рассказал об этом сам Робертсон. 
 "Мы испытывали какой-то страх: шум в ушах, который мы чувствовали уже давно, все усиливался по мере того, как барометр опускался... Страдание, испытываемое нами, походило немного на чувство, которое охватывает вас, когда вы надолго погружаетесь с головой в воду. Грудь словно растянулась и потеряла упругость; мой пульс был очень ускоренный, а у Лоста несколько менее; у него, как и у меня, губы вспухли, глаза налились кровью; на руках у меня все вены вздулись и рельефно обрисовались из-под кожи. Кровь так приливала в голову, что, по замечанию моего товарища, шляпа стала для него слишком тесна. Холод чувствительно увеличивался... Мое болезненное состояние значительно усилилось: я впал в апатию; оба мы едва могли бороться с дремотой, которой боялись как смерти".
 Робертсон захватил с собою двух голубей. Один из них погиб, как только они поднялись на большую высоту. Другой оказался выносливее, но выглядел словно бы оглушенным. Борясь с дремотой, Робертсон поставил птицу на край гондолы и пытался спугнуть ее. Но та лишь слабо пошевелила крылом, а затем камнем упала за борт...  
Воздухоплаватели, не теряя мужества, еще некоторое время продолжают полет, а затем, боясь потерять сознание, Робертсон потянул клапанную веревку, и шар опускается в окрестностях Ганновера. Слава о покорителях воздушной стихии обошла почти весь мир. С большим интересом к появлению воздушных шаров отнеслось и русское общество. Первым официальное сообщение о необыкновенных событиях в Париже, адресованное императрице Екатерине II, сделал русский посланник во Франции И. Баратынский. Вот такое приключение. Имя Робертсона крепко вписалось в историю аэронавтики как Росии так и Франции.
 Нашел я картинку одного из сочинений Робертсона, под названием(примерное название, точно не знаю) "Восхождение и воздушные полёты доктора мр. Робертсона"(есть такой вариант - "Безудержные взлёты Робертсона"), смотрите ниже.
Безудержные шары
 Следующее увлечение Робертсона - физика, и особенно оптика. Он прибыл в Париж и предложил своё изобретение, предназначенное для уничтожения вражеского британского флота: гигантские зажигательные стёкла (думаю, все вспомнили подобный проект выдвинутый древним греком Архимедом, только Архимед предлагал зеркала). Проект Робертсона был рассмотрен на заседании Французской Академии, но в жизнь так и не воплотился.
 И тут мы подходим к главному - Робертсон становится иллюзионистом или, как модно было в те времена говорить - экспериментатором(демонстратором) натуральной магии. Кстати в отличие от многих фокусников, того времени, присваивавших себе звание профессора самовольно, Робертсон действительно был профессором физики и более того преподавателем. Но именно как иллюзионист и прославился в Париже Робертсон. Робертсон стал демонстратором "фантасмагорий", то есть вызывал на сцене призраков(не в прямом смысле конечно вызывал, а имитировал). Для этого он, впервые в истории, использовал "фантаскоп" - передвижную вариацию "волшебного фонаря"(по сути проектор). Некий граф Де Пруа предложил Робертсону принять участие в усовершенствовании оптических механизмов волшебного фонаря и таким образом был создан фантаскоп. Фантаскоп существенно превосходил прочие фонари размерами, располагался не перед экраном, а позади него, и был водружен на высокую четырехколесную тележку, ездившую взад-вперед по специальному медному рельсу, вмонтированному в пол: именно движение тележки делало возможными фокусировку и изменение размеров изображений. В 1799 году фантаскоп был запатентован. 
 Всё, таким образом, был рождён иллюзионист именовавший себя Робертсон. Вообще то Etienne Gaspard Robertson произносится примерно как Эжен(что-то среднее между Этьен и Эжен) Гаспар Робер и став демонстратором призраков Робер переименовывается в Робертсона. 
 В 1798 году, в заброшенной часовне монастыря капуцинок, возле Вандомской площади начались представления "Фантасмагорий", весь Париж считал своим долгом посетиь это чудо. Фантасмагории прославили Робертсона и вся дальнейшая его жизнь была связана с демонстрацией призраков. Даже на его могиле изображены именно призраки, поглядите(для увеличения нажмите на изображение).
Могила Робертсона
 Вот что о представлении Роберстона рассказывает очевидец:
 "Децемвир республики сказал, что мертвые не возвращаются, но сходите на сеанс Робертсона, и вы убедитесь в противном. Ровно в семь часов я находился в павильоне Эшикье в обществе сотни сограждан, когда в комнату, где мы сидели, вошел бледный, худой человек и, потушив свечи, сказал: "Граждане, я не из тех шарлатанов, которые, подобно Каллиостро, претендуют на сверхъестественные силы, и опыты мои исключительно научного характера. На страницах газет я обещал публике возродить к жизни умерших, и я сделаю это. Тем из присутствующих, кои пожелали бы увидеть тени дорогих и близких для них умерших, стоит лишь сказать слово, и я исполню их желание". - После этих слов наступила жуткая пауза. Ее нарушил порывистый человек со сбившимися волосами и серьезными печальными глазами. Вскочив на скамью, он воскликнул: "Так как официальные газеты отказали мне в просьбе почтить память Марата, я был бы рад увидеть хотя бы его призрак".
 Робертсон вылил на огонь находившейся тут же жаровни каких-то эссенций, бросил туда два номера "Газеты свободных людей" и один номер "Друга народа", и среди дыма сгорающих эссенций появился бледный призрак человека в красной шапке якобинцев. Человек, по желанию которого был вызван призрак, по-видимому, узнал в нем Марата и бросился вперед, чтобы сжать в объятиях любимого вождя, но призрак печально улыбнулся ему и исчез. Вызывали также знаменитых людей - Вольтера, Мирабо, Руссо, Лавуазье; но чаще всего - Робеспьера, который вставал из могилы и исчезал в воздухе при блеске молнии".
Демонстрация фантасмагорий
                                         Демонстрация фантасмагорий
 Секрет трюков был прост: пока Роберстон сжигал на огне лампады символические предметы, которые были связаны с человеком, призрак которого заказала публика, помощник быстро делает рисунок фигуры. Это изображение демонстрируется через фантаскоп.
 Когда однажды какой-то монархист потребовал вызвать тень Людовика XVI, робертсон дал ему настоящую отповедь.
Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами: громом, похоронным звоном, шумом дождя. В заключение Роберстон показывал "судьбу, которая ждёт всех нас", - скелет с косой.
Призраки робертсона
                                   Призраки Робертсона
 Газета «Эспри де Луа» о представлениях Робертсона:
 "Робертсон выливает на горящую жаровню два стакана крови, бутылку серной кислоты, двенадцать капель азотной кислоты и туда же швыряет два экземпляра «Журналь дез ом либр». Тут же мало-помалу начинает вырисовываться маленький мертвенно-бледный призрак в красном колпаке, вооружённый кинжалом. Это призрак Марата; он ужасающе гримасничает и исчезает".
 Политическое воздействие "фантасмагорий" Робертсона было значительно. Весь Париж перебывал в развалинах капуцинского монастыря. Но после переворота, совершенного Бонапартом, Робертсон быстро изменил репертуар и показывал теперь целые политические пьесы, звучавшие в унисон со злободневными событиями. Вот описание одной из них в газете того времени "Курье де спектакль": 
 "Робеспьер встает из могилы, хочет подняться. Его испепеляет молния. Тени дорогих усопших смягчают картину. По очереди появляются Вольтер, Лавуазье, Жан-Жак Руссо, Диоген, который с фонарем в руке ищет человека и как бы ходит по рядам зрителей. Среди хаоса появляется сверкающая звезда, в центре которой написано "18 брюмера". Вскоре облака рассеиваются, и мы видим умиротворителя. Он предлагает Минерве оливковую ветвь. Она ее берет, делает из нее венок и возлагает на чело юного французского героя. Нечего и говорить, что эта ловкая аллегория всегда вызывает восторги"
Вызов духа
 Вскоре Робертсон перенес свои фантасмагории в провинцию, а затем, видимо, почувствовав, что он не в силах поспевать за бурными политическими переменами, уехал за границу. Иллюзионы, изобретенные им впоследствии, уже не носили политического характера. Наиболее популярный из них - "Невидимая девушка".
 К потолку зала на цепях был подвешен продолговатый стеклянный ящик такого размера, что в нем мог поместиться человек. Глядя через прозрачные стенки ящика, зрители убеждались в том, что он пуст. Над ним висела горящая лампа, к которой была прикреплена труба с рупором, обращенным вниз. Посетитель, говоря в трубу, задавал "невидимой девушке" вопросы и тотчас получал от нее правильные ответы. На самом деле "невидимая девушка" сидела не в ящике, а в комнате, расположенной этажом выше, и видела и слышала все через отверстие в потолке, замаскированное цепями, .поддерживающими ящик и лампу. Голос девушки проходил через свободное пространство между ящиком и потолком, и казалось, что он раздается из ящика - такова была акустическая иллюзия.
Невидимая девушка
              Иллюзион "невидимая девушка"
 Тайна Иллюзиона "невидимая девушка" была раскрыта в 1800 году, в брошюре англичанина Э. Индженнато, но этот иллюзион заставил людей поломать головы над разрешением его загадки.
 Вот интересно: В книгах о фокусниках не пишут, о действительной причине гастролей по другим странам Робертсона. Как вы ранее прочитали - он будто бы не поспевал за политическими событиями. Может и так, но большую роль сыграли другие события, а именно: Вскоре после регистрации патента на «Фантасмагорию» в Париже разразился скандал, известный как «дело о "Фантасмагории”» (affaire de la Fantasmagorie): один из ассистентов Робертсона попытался присвоить себе его изобретения и поставить под сомнение их оригинальность. В результате разбирательств и споров большая часть «секретов Робертсона» оказалась раскрытой. «Фантасмагории» распространились по всей Франции, действа в монастыре капуцинок лишились таинственной привлекательности, а сам «фонарщик» решил на время оставить Париж и отправиться в большое европейское путешествие. Его видимо обвинили в шарлатанстве и плагиате. Да и большое европейское путешествие на деле было отъездом в Петербург, по приглашению Российской Академии Наук, с целью обсуждения возможности использования воздушных шаров для физико-химического изучения атмосферы. То есть я так и не понял -
давал Робертсон свои фантасмагории в других странах кроме Франции и России или же не давал. 
 А дальше о Робертсоне ничего неизвестно, продолжал ли он гастролировать или "залёг на дно" до конца своих дней? Но считаю его достойным фокусником потому, что если и не он изобрёл "фантаскоп", то всё равно помогал при этом; использование фантаскопа для иллюзиона видимо его идея; "невидимая девушка" тоже его изобретение. Вообщем в историю фокусов должен быть вписан обязательно.


Использовал информацию:
Сайт http://grabschonheiten.diary.ru статья "Демонстратор фантасмагорий" от некоего с ником - The Highgate Vampire.
Сайт http://blog.a-theism.com/2010/01/blog-post_30.html статья А. Козлова.
Книга Н. Ознобишина "Иллюзионы" 1929 г. http://www.magicinvention.ru/books/oznob/00oz00.htm
Сайт о истории воздухоплавания http://fly-history.ru
Отрывок из журнала "Юный техник" 1962г http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/u-t/1962/1/vozd-shar.html
Книга Н. Витковски "Сентиментальная история науки" тут http://yanko.lib.ru/books/natural/witkowski-sentim_ist_nauki-a.htm
Статья Т. Смоляровой "Взлёт как взгляд или Бельгиец в Русском небе" тут http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/smo11.html
 и другие интернет ресурсы. ВСЕМ СПАСИБО!