Приветствую Вас Гость | RSS

Лабиринт магии

Вторник, 19.03.2024, 09:23
   ФИЛАДЕЛЬФУС ФИЛАДЕЛЬФИЯ   

 Американец, а на самом деле - еврей Филадельфус Филадельфия(Якоб Филадельфия или Якоб Мейер - Philadelphus Philsdelphia, Jacob Philadelphia и Jacob Meyer), родился 14 августа 1735 и дожил до 1795 года. Самый знаменитый иллюзионист XVIII века.

Якоб Мейер
                       Филадельфус Филадельфия
                            гравюра XVIII века.
 Даже пишут, что состоял в, так называемом, тайном обществе Розенкрейцеров. Ну они там любят брать тех, кто имеет доступ к высокопоставленным лицам, а Филадельфия во дворцах и выступал.
 В юношеские годы служил при дворе английского герцога Генриха Кумберлендского в качестве астролога, алхимика и иллюзиониста. После смерти герцога он отправился в международное турне по дворам крупнейших монархов. Выступал перед Екатериной II в России, перед турецким султаном Мустафой II, в Вене и Берлине. В Потсдаме, при дворе Фридриха II, его ждала неприятность: король в двадцать четыре часа выслал Филадельфию из Пруссии, заподозрив его в принадлежности к тайному обществу розенкрейцеров - международной религиозно-мистической организации, поощрявшей занятия магией и алхимией и претендовавшей на негласное политическое влияние.
 А теперь внимание! Если вас вдруг спросят - какой фокусник стал первым пофессиональным гастролёром? Сразу отвечайте - Филадельфус Филадельфия стал первым профессиональным гастролёром в современном смысле этого слова. Так то!
 Невежественный человек, под стать ярмарочным фиглярам, он и не претендовал, подобно Каттерфельто, на роль просветителя. Используя новые трюки, изобретенные "экспериментаторами натуральной магии", Филадельфия преподносил их в качестве доказательства своей сверхъестественной власти. Так, например, волшебный фонарь он применял для "вызывания духов". В 1774 году венская газета отмечала, что "искусство вызывать и показывать в облаке умерших и отсутствующих - его главный трюк, однако высочайшим приказом ему впредь запрещено это делать".
 (Что-то похожее было в фильме 2006 года "Иллюзионист" с Эдвардом Нортоном в роли фокусника Эйзенхауэра).
 Филадельфия показывал фокус с бутылкой, из которой по желанию зрителей наливал три различных напитка. Он демонстрировал и "обезглавливание", пользуясь восковой головой. С помощью его "волшебной чернильницы" приглашенные на сцену зрители могли по своему желанию писать чернилами любого цвета. Он показывал многочисленные карточные фокусы. Завязав себе глаза, давал кому-нибудь из зрителей вынуть из колоды карту, показать ее всему залу и вложить обратно в колоду, а затем, взяв рапиру, не глядя, протыкал ею именно эту карту (колода состояла из одних тузов).
 Талантливый актер, Филадельфия обладал даром словесной импровизации. По отзывам современников, он блестяще преподносил в мистическом духе трюки, которые в те времена были еще новы.
 Им восхищался Гёте. О нём писал Шиллер в стихотворении "Лаура за клавесином":
 "Над самою смертью вы царите -
 Так усильем тысяч нервных нитей
 Души вызывает Филадельфия".
 Популярность Филадельфии была очень велика. Вероятно, здесь сыграла решающую роль невиданная до тех пор реклама. Но однажды реклама подвела его. В 1777 году профессор Геттингенского университета Георг Лихтенберг сочинил злую пародию на афишу Филадельфии, и к приезду этого иллюзиониста на гастроли в Геттинген на всех заборах города красовались объявления:
 "Любители сверхъестественной физики извещаются о том, что к ним прибудет всемирно известный волшебник Филадельфус Филадельфия, которого упоминает даже Карданус в своей книге "О природе сверхъестественного", называя его избранником неба и ада, так как ему удается без малейшего усилия появляться из воздуха и таким же путем исчезать".
 Далее сообщалось, что "Филадельфия будет производить здесь чудеса, совершая безусловно невозможное ежедневно и ежечасно, кроме понедельника и четверга, когда он появляется в Америке перед достопочтенным конгрессом своих соотечественников, и кроме времени от 11 до 12 часов в остальные дни, когда он приглашен в Константинополь, а также времени от 12 до часу дня, когда он обедает...". Затем перечислялись чудеса, которые совершит Филадельфия в Геттингене:
 "Не выходя из комнаты, он поменяет местами флюгера на церквах св. Якова и св. Иоанна, а через несколько минут вернет их на свои места. Все это без магнита, исключительно с помощью проворства рук..."
 "...Он возьмет все часы, кольца и драгоценности присутствующих, а также наличные деньги... и выдаст каждому расписку. Тут же положит все это в чемодан и уедет с ним в Кассель. Через восемь дней каждый порвет свою расписку - и кольца, часы и драгоценности мгновенно вернутся. С помощью этого фокуса он заработал много денег".
 Весь Геттинген хохотал над этим объявлением, а Филадельфия на следующее утро тайком уехал из города.
 Несмотря на новизну трюков и актерское дарование Филадельфии, его манера подачи фокусов отжила свое время. Теперь зритель хотел видеть в представлении иллюзиониста не сверхъестественные явления, а научные опыты, не призраки мертвецов, а образы живой действительности.
 В 1774 году Филадльфия написал книжку - "Little Treatise on Strange and Suitable Feats". Никак не могу найти её.
Так же есть книга бтографическая о Филадельфии, называется - "Der Gaukler der Könige"(The Conjurer of Kings) вот она в продаже - ТУТ и ТУТ













информацию взял: